Регистрация
Вход через соцсети
Восстановление пароля

Времена меняются: почему SEO превращается в услугу «не для всех», и как с этим жить

Примеры сайтов агентства, выполненных на Неткэт:

Вопреки упорным слухам о «загибающемся» рынке SEO, этот самый рынок  жив, здравствует и активно эволюционирует. О новых реалиях в сфере поискового продвижения и веб-разработки мы побеседовали с Максимом Снисаренко, руководителем департамента продаж компании SEO Factory.

Что представляет собой SEO Factory сегодня? Как давно вы на рынке, на чем специализируетесь?

Компания SEO Factory была основана в 2006 году, и было в ней всего два человека: генеральный директор и SEO специалист. Тогда мы работали только над SEO продвижением. Сейчас у нас в штате 12 человек и несколько на фрилансе. Продолжаем расширяться, сейчас идёт набор новых программистов в команду. Основные направления на данный момент —  это разработка сайтов, контекстная реклама и SEO продвижение. Несколько лет назад мы подключили направление по брендированию, разработке логотипов, брендбуков и фирменного стиля. И вот — отмечаем 10-летний юбилей работы.

Говорят, SEO сейчас переживает не лучшие времена и постепенно вымирает как отрасль.  Как бы вы описали ситуацию на рынке?     

Соглашусь, «золотые времена» SEO прошли. В том смысле, что раньше эта услуга была относительно несложной для исполнителя и достаточно понятной для клиента. Сейчас заказчики почти утратили веру в эффективность SEO. Причин тому несколько.

Одна из них — характерное поведение большинства компаний, оказывающих SEO-услугу. Спрос был очень высоким, пообещать заказчику «золотые горы» было легче легкого, а проверить обоснованность этих обещаний клиент не мог. И вот многие работали по схеме: «обещать — не значит жениться». Рубили ветку, на которой сидели. Пока клиент понимал, что к чему, проходило несколько месяцев, и компания получала свою прибыль. Итог: убежденность клиента, что SEO — ерунда на постном масле.

Мы очень часто сталкивались с ситуацией, когда клиент просто не верил, что такой-то сайт по таким-то запросам нереально продвинуть в такие-то сроки. Оно и понятно, ведь 10 других компаний сказали ему, что это очень даже реально. А мы все склонны верить большинству, да и вообще, в хорошее верить приятнее.

«Пока клиент понимал, что к чему, проходило несколько месяцев, и компания получала свою прибыль. Итог: убежденность клиента, что SEO — ерунда на постном масле».

Вторая причина снижения доверия к SEO — высокая планка требований к сайтам со стороны поисковых систем. Реальность такова, что для повышения позиций сайта в выдаче зачастую требуется серьезная работа над самим сайтом и его контентом. Но до сих пор многие клиенты в эту реальность верить не хотят. И убедить их, что наши рекомендации не блажь, а результат тщательного анализа алгоритма поисковиков, удается не всегда.

Получается такой замкнутый круг: мы приходим к доктору, просим его нас вылечить, а потом не выполняем его рекомендаций. И какой делаем вывод? Плохой доктор, не вылечил. Сегодня то, какой у тебя сайт по содержанию, юзабилити, однородности оказываемых услуг, наполовину определяет успех SEO.

Ну, и третья причина — это навязшее в зубах «изменение алгоритмов поисковых систем». Я говорю не о конкретном алгоритме, а о самой тенденции. К примеру, работу последнего алгоритма Яндекса можно описать фразой «что-то пошло не так». Пользователи Яндекса наверняка сталкивались с ситуацией, что фигню, извиняюсь, всякую выдаёт. То по запросам из серии «купить» сайты других городов показывает, то исключительно Википедию и сервисы Яндекса. Так что сейчас, даже если у вас идеальный сайт с отличным юзабилити, качественным контентом, роскошным дизайном и технической реализацией — это не гарантирует высокое ранжирование в Яндексе. Даже если сайт на старом домене. Не гарантирует, но, однозначно, повышает вероятность успеха.

«Клиент, который хочет получить эффект от SEO, должен быть достаточно «прошарен», чтобы понимать: деньги платишь сейчас — а результат получишь через 3,4,5 месяцев. И это не обман, такова реальность».

В общем, я бы не сказал, что SEO вымирает. SEO перестаёт быть масс-маркетом и становится услугой «не для всех» — вот так будет точнее. Клиент, который хочет получить эффект от SEO, должен быть готов на возможную переделку сайта, серьёзную работу с контентом. Он также должен быть достаточно «прошарен», чтобы понимать: деньги платишь сейчас — а результат получишь через 3,4,5 месяцев. И это не обман, такова реальность. Но хорошие позиции в выдаче однозначно стоят таких усилий. Ведь поисковый трафик как был, так и остаётся самым качественным и конвертируемым трафиком.

Учитывая все эти тенденции, мы сейчас усилили направление разработки сайтов. Клиенту надо предлагать только то, что принесёт ему результат. Сегодня работа по SEO чаще всего начинается именно с доработки, а то и с полной переделки сайта. То есть всё необходимое для успеха мы учитываем еще на этапе создания структуры сайта.

Какими CMS вы пользуетесь для своих веб-проектов?

Для разработки сайтов мы используем в основном Netcat, но при желании клиентов можем взять любые виды движков. Из платных это — Битрикс, в основном из-за его связки с 1С, из бесплатных — ModX. Есть у нас и разработки на собственной студийной CMS.

Но большинство проектов всё же идёт на Netcat. Нравится его лёгкость, нравится техническая поддержка, цена абсолютно адекватная.  Движок очень гибкий. Его легко подстроить под свои задачи, дописать необходимый функционал, если вдруг в предустановленных чего-то не нашлось. Контент-менеджерам Netcat нравится за удобную и понятную админку. Да и клиенты легко в ней разбираются, могут сами редактировать информацию, всё интуитивно понятно. И не надо третьих лиц привлекать. Кстати, может быть, ещё и поэтому ни один из клиентов, получивших от нас сайт на Netcat, потом не захотел переходить на другие системы.

Успешно сданный проект — какой он? Может быть, вы приведёте нам конкретный пример?

Всё-таки в нашей сфере назвать проект сданным окончательно довольно сложно. Обычно мы после разработки сайта переходим сразу к рекламе, контексту или SEO продвижению — и работа может продолжаться годами. Если же речь о проектах, где нам предлагается работать с уже готовым сайтом, то очень показательным примером может послужить ТехноКолесо.

Вот таким он к нам пришёл:

 

И вот каким стал:

Клиент пришёл к нам с запросом  на SEO продвижение. Посмотрев на сайт, мы поняли, что хороших позиций ему не добиться. После нескольких месяцев обсуждений и переговоров приняли решение делать новый сайт. У клиента было два основных условия: удобство пользования для потенциальных клиентов и дальнейшее SEO продвижение.

Обычно после сдачи сайта мы рекомендуем первые несколько месяцев покрутить его в контекстной рекламе, чтобы проверить конверсию. В данном примере тест дал положительный результат, после этого мы сразу начали SEO продвижение. Результат впечатлил — позиции мощно скакнули вверх уже за 3 месяца работ. Резюмируя ответ на ваш вопрос, скажу так: успешно сданный проект — это достижение целей клиента и дальнейшее успешное использование сайта в «полевых условиях».

Какие методы на рынке продвижения ушли в прошлое или изменили принцип работы?

Я бы не сказал, что какие-то методы устарели. Поменялись пропорции отдельных инструментов в общей эффективности SEO. Для своих клиентов мы строим продвижение на трёх «китах»: техническая оптимизация, улучшение поведенческих факторов, работа со ссылочной массой. Не нужно шарахаться от слова «ссылки», которое стало почти ругательством в свете недавних алгоритмов Яндекса. Нужно просто грамотно работать со ссылками. Естественно, никакой автоматики, исключительно ручная работа и здравый смысл. Сегодня сайт можно вывести в ТОП по целевому запросу только при симбиозе этих трёх факторов: техническая оптимизация + хорошие поведенческие факторы + правильная организация ссылочной массы.

Ну, и напоследок – как сейчас обстоит дело с "чёрным" и "серым" SEO?

Я бы сказал так: любое неграмотное использование «белого» SEO может сделать его «серым» и даже «чёрным». К примеру, правильная работа с текстами, с теми же ссылками повышает позиции сайта, а неправильная может загнать сайт под фильтр.

«Хороший SEO оптимизатор — это как хороший хирург, который провёл сотни операций. Он знает, как вылечить человека, и в то же время знает, как его покалечить».

Я очень люблю сравнивать наше направление с медициной. Нам часто приводят «заболевшие» сайты, которые мы должны осмотреть, поставить диагноз и потом начать лечение. Так вот представьте, что хороший SEO оптимизатор — это как хороший хирург, который провёл сотни операций. Он знает, как вылечить человека, и в то же время знает, как его покалечить. Это две стороны одной медали. Конечно, есть инструменты, которыми можно целенаправленно сайт «завалить», но это уже вопрос профессиональной этики — тема для другого интервью.


Разрабатываете сайты на Netcat и хотите поделиться своими историями успеха? Напишите нам на pr@netcat.ru и, возможно, следующее интервью мы возьмем у вас.

Поделиться

Комментарии 0

Описание проекта